Английские зарисовки – 038 – Ливерпуль: первое знакомство

Не успели мы загрузить покупки в автобус, удобно устроиться и моргнуть глазом, как оказались на подъездных путях к конечной точке нашего сегодняшнего маршрута – портовому городу Ливерпулю. За окнами скользили исключительно современные постройки, которые, как я уже говорил, вы можете встретить повсюду, начиная с подмосковных Химок и заканчивая урбанистическими пригородами Рима. Поэтому, если для вас Ливерпуль – это город одноимённого футбольного клуба или, не дай бог, «Битлов», то его «одёжка» может вас поначалу немало смутить. Даже в такой солнечный вечер, какой выпал нам. Я же пока не спешил делать выводов: мне хотелось увидеть, какое у Ливерпуля «лицо».

При въезде в центр города обратил на себя внимание написанный как будто от руки, но оттого не менее рекламный плакат во всю кирпичную стену. Я перевёл Алине: «Девушка в голубом MINI. Я вам на прошлой неделе менял покрышки, но постеснялся взять телефончик. Позвоните мне по номеру…». И дальше шли цифры. Вот такой забавный способ рекламировать сервисные услуги для «Мини Куперов».

Нас повезли вдоль по набережной порта. С этого момента Ливерпуль в моём восприятии разделён на две неравные части: порт, точнее, доки, превращённые в место отдыха с магазинами, музеями и гостиницами (в одной из которых мы и заночевали) и остальной город, вполне английский, я хотел сказать, европейский и потому несколько заурядный. Прогулка по нему была запланирована на следующий день, а пока нам предстояло размещение и общий ужин где-то в городе. Меня же ещё интересовал, как ни странно, телевизор, который я в обычное время не включаю вовсе, но сегодня должны были транслировать решающий матч сезона, в котором от их победы зависела судьба «Манчестера Юнайтед».

Кстати, я только здесь понял, отчего футболистов «Ливерпуля» называют «мерсисайдцами» (точно также, как «Арсенал» - «канонирами», а тот же «МЮ» - «красными дьяволами»). Город стоит на реке Мерси (не путать с французским «спасибо», поскольку название реки пишется Mersey). Хотя мы находились в графстве Ланкашир, прилегающие к Ливерпулю земли считаются отдельным графством-метрополией – Мерсисайдом (Merseyside).

Что касается названий, то жителей Ливерпуля принято называть scousers (скаусерами), то есть теми, кто едят «скаус» - местную разновидность рагу, сокращенно от “lobscouse”, в состав которого входили остатки мяса, овощи и галеты и которое пользовалось особым успехом среди моряков. Любителям этимологии подскажу, что слово “lobscouse” проникло в английский из скандинавских, где оно, в частности, в датском, пишется как “labskovs”.

Кроме того, «скаус» - это еще и название специфического ливерпульского акцента, который на следующий день изобразил мне на камеру наш новый гид. Описывать акценты словами, к тому же русскими, дело бессмысленное, но одна его особенность не может вас не порадовать: вместо межзубного шепелявого «С», с которым любому из нас рано или поздно приходится бороться, чтобы сказать, например, Thank you (спасибо), ливерпульцы произносят обычное «Ф» - Фэньк ю. Что же касается межзубного «З», то, как и следовало ожидать, оно здесь звучит как «В», отчего английская «мать» (mother) у них выходит как «мава». Если же этот «З» приходится на начало слово, то и вовсе превращается в «Д». Поэтому «этот» (that) они спокойно произнесут как «дэт».

Как и многие ирландцы, ливерпульцы используют вместо притяжательного местоимения my (мой) объектный падеж – me (меня). В итоге какая-нибудь безобидная фраза типа «Это моя мама» (That is my mother) превращается у них во рту в «Дэт ис ме мава».

Ливерпульский диалект (акцент) затрагивает также и выбор слов. Скажем, здесь вы в меньшей степени будете использовать такое распространённое слово, как “good” (хороший). Если вам что-нибудь понравится и вы захотите сказать Its good, говорите Its sound. Если же вас спросили “How are you?”, можете ответить “Im boss”.

Вы не поверите, но в 1996 году в международную комиссию поступила просьба признать «скаус» интернет-диалектом. И что самое смешное, в 2000 году это просьба была удовлетворена.

Ливерпуль вообще считается в мире зачинщиком многих начинаний (как нынче говорится, «инноваций»). Именно в этом городе были впервые опробованы такие обычные нынче изобретения, как железные дороги, паромы и небоскрёбы. А что вы хотите, если к концу XIX века через ливерпульские доки проходило (не удивляйтесь) 40% мировой торговли!

Положение Ливерпуля как порта сказалось и на том, что здесь исторически варилась каша (или рагу) из самых разных народов и культур. Поэтому нет ничего странного в том, что именно тут приютилось самое старое в Англии негритянское сообщество. И, разумеется, здесь появился первый Чайна-таун с самыми большими за пределами Китая китайскими воротами (красно-золотой аркой, которой традиционно отмечаются входы в любой Чайна-таун в мире). Одно время Ливерпуль называли «столицей северного Уэльса», поскольку в XIX веке 10% населения составляли валлийцы. В результате Великого Голода в Ливерпуль за одно только десятилетие прибыло два миллиона ирландцев, часть которых, несомненно, рванула дальше, в Штаты, но часть благополучно осталась. Если валлийцев было 10%, то ирландцев в итоге оказалось в два раза больше.

Можно найти цифры и ещё одной статистики, говорящей о том, к чему приводит смешение культур (кроме вырабатывания своего диалекта). Ливерпуль – единственный город в Великобритании, где существует официальный квартал для геев обоих полов (иначе говоря, для педерастов и педерасток). И если этими товарищами исторически более обжиты Манчестер и Брайтон (не путать с районом в Нью-Йорке), то на душу населения лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов тут столько же, сколько в Сан-Франциско. Наверное, это тоже повод для гордости, а скоро наиболее отличившимся в этом плане городам какой-нибудь папа римский будет дарить священные статусы Содома и Гоморры. Вот такой я ужасный консерватор и ретроград!

Набережная Ливерпуля встречает вас такими неожиданно высокими и величественными домами из светлого камня, что создаётся впечатление, будто оказался снова в Лондоне. Или даже в Москве. В последнем случае вдоль набережной Москвы-реки пришлось бы выстроить друг за другом гостиницу «Украина», МГУ и ещё несколько подобных зданий сталинской поры. Первое из них (ливерпульских) наиболее похоже на Московский университет и называется Роял-Ливер-билдинг и вместе с двумя соседними – Кьюнард-билдингом и Порт-оф-Ливерпуль-билдингом – составляет архитектурный ансамбль, который здесь принято называть «Три грации». Здания, действительно, того стоят.

Особенно выделяется первое – Роял-Ливер-билдинг, – взметнувшееся ввысь на 98 метров. Построено оно было в 1911 году и до 1934 года считалось самым высоким зданием в Европе. Это же место в пределах Великобритании оно занимало до 1961 года. Сегодня, правда, оно скатилось на четвертое место… в самом только Ливерпуле. Зато никто не отнимет того, что это первое здание в мире, построенное из железобетона. Занимает его с момента открытия страховая компания «Роял Ливер», которая, говорят, создавалась из благих побуждений помогать местным жителям, потерявшим кормильцев.

Острую крышу венчают две башенки с часами. На каждой из башен стоит по зелёной от патины птице, символу Ливерпуля. Они так и называются – Liver birds (Ливер-птицы), причём точная их порода никому не известна. Считается, что образ птицы как таковой представляет Ливерпуль ещё на печати конца XIV века, которую сегодня можно увидеть в Британском музее. Я не большой любитель орнитологии, и потому перейду к сути их здешнего изображения. Ибо птицы, стоящие на башенках, смотрят в противоположные стороны. По официальной версии одна сторожит город («наш народ»), а другая море («наше богатство»). Считается, что если они увидят друг друга, поженятся и улетят, Ливерпуль прекратит своё существование. И, мол, именно поэтому обе птицы прикованы к башенкам железными цепями. Существуют и другие версии. Например, что самец смотрит, не открылся ли его любимый паб, а самка – не приближается ли по реке какой-нибудь симпатичный морячок. Циники же вам скажут, что если мимо «Трёх граций» пройдёт девственница или честный мужчина, птицы радостно захлопают крыльями. Я не видел, но мне показалось, что когда они завидели наш автобус, то именно так и сделали.

Мы же миновали ещё несколько импозантных зданий, многие из которых были построены полностью из стекла, и в их причудливо изогнутых стенах отражалось голубое небо и сверкало заходящее солнце.

Если вы решили остановиться в Ливерпуле недорого и почти в центре да ещё чтобы просыпаться под крики чаек и ловить окнами морской бриз, можете последовать моему сдержанному совету и выбрать нашу гостиницу – Jurys Inn. Когда мы остановились перед входом и прочитали название, у меня сразу возникло ощущение, что владелец этого заведения – какой-то русский Юрий. На самом деле это целая сеть отелей, которые расположены в Лондоне, Дублине, Праге, Брайтоне и где-то ещё, а основана она была аж в 1881 году. Сегодня ориентиром её местоположения служит довольно большое и видимое со многих точек колесо обозрения. Замечу, что на картах Гугла вы это колесо не найдёте. Вероятно, как и в случае с Дублином, съёмка велась достаточно давно, чтобы учесть последние нововведения. Пора ЦРУ раскошелиться на новую.

Номер снова оказался рассчитанным на троих, с видом на воду и плоским телевизором, отказывавшимся ловить что-нибудь спортивное. А ведь я через два часа собирался посмотреть футбол. Ладно, решили мы, поздний вечер просто вечера мудренее, вернёмся из ресторана, будет понятно, что делать. Так и получилось.

В ресторан нас вновь повезли на автобусе. Заведение многообещающе назвалось The Noble House (Благородный дом). Действительно, если вы удосужитесь отыскать их сайт в Интернете, то перед вами предстанет едальня, куда хочется заходить во фраках и тихо ворковать о любви в сумеречном свете канделябров. На самом деле, прямо с улицы мы попали в зал, смахивающий на столовую, причём никакого предбанника между входом и залом не было. Длинные столы стоят рядами, обычные приставные стулья, на потолке очень смешная длинная люстра, занавешенная полупрозрачной тканью с рюшечками, которую ожидаешь увидеть на какой-нибудь примадонне советской эстрады, но не над головой. Накормили сносно, без изысков, но вкусно и съедобно. Снова выдали по два купона, на которые в процессе ужина можно было бесплатно взять выпивку. Мы для разнообразия остановились на красном вине, хотя под него пошла сёмга (она же лосось).

Отведав десерта, мы распрощались с нашими разморенными спутниками, предупредили Вари, что идём домой пешком, чтобы нас зря не ждали, и поспешили в гостиницу.

 

 

МОЙ НОВЫЙ САЙТ

 

записаться к репетитору по английскому
репетитор по английскому в москве
Срочная помощь с английским
Дополнительные услуги, когда нужно решить важный вопрос с английским языком быстро и оперативно.
Urgent English Russian Help.pdf
Adobe Acrobat Document 270.1 KB
переводы любой сложности
Flag Counter
Анализ сайта - PR-CY Rank